Мировой опыт отелей и коливингов

Коливинги стали новинкой пару лет назад, а сейчас про них разве что ленивый не говорит. Впрочем, это не просто модное место коллабораций миллениалов и зумеров, но и новая ниша для прибыльного бизнеса. Все это делает коливинги и подобные им объекты перспективными целями для инвестиций со стороны не только крупного бизнеса, но и небольших частных инвесторов, покупающих номера в коливингах в розницу.

Одиночество стало одной из проблем современного общества. При этом концепция совместного проживания не только избавляет от него, но и может привести к новым знакомствам, а следовательно = поспособствовать развитию карьеры. Первый сетевой лайфстайл-отель с элементами коливинга открылся в Санкт-Петербурге в прошлом году. За неполный год работы We&I by Vertical не просто доказал свою жизнеспособность, но и стал одним из самых популярных в северной столице.

Сейчас Becar строит еще один коливинг в Санкт-Петербурге - YouCo - в составе проекта digital-city cOasis на ул. Орджоникидзе, 44. А другой - достраивает в Дубае. Откуда берется уверенность в “светлом будущем” коливингов в России?

Начнем с истории. Традиционно инновации приходят на российский рынок с задержкой. Так произошло и с коливингами. Впрочем, исследователи расходятся в точном времени их зарождения. Некоторые утверждают, что историю рынка коливингов стоит вести с 1933–1934 гг. Именно тогда в Лондоне было спроектировано жилое пространство под названием “Изокон”. В нем компания Wells Coats, автор проекта, предусмотрела общую рабочую зону и прачечную. Другая версия гласит, что первый коливинг возник в калифорнийском Купертино. Началось все с того, что в 2006 году пятеро товарищей, работающие в Исследовательском центре Эймса, арендовали коттедж и установили в нем единые правила проживания. Следом стали появиляться и другие дома для единомышленников. Традиционно в них живет по 15–20 человек, которые подбираются по результам анкетирования.

Впрочем, на уровень, который мог бы быть интересен международным компаниям, коливинги вывел Реза Мерчант. Его Old Oak на несколько сотен юнитов, открытый в 2016 году, произвел настоящий фурор. Именно он взят за образец при строительстве YouCo. Но если в столице Британии вчерашние студенты должны были чувствовать себя столь же комфортно, как и в университетских кампусах, то в российских реалиях уровень комфорта должен быть намного выше и соответствовать сетевой трехзвездочной гостинице.

Спустя несколько лет в число операторов коливингов по всему миру приблизилось к двум сотням, а объектов - к четырем тысячам на четверть миллиона мест. Подавляющее большинство из низ - сетевые компании. При этом только за прошлый год их количество выросло на 30%.

В денежном выражении динамика не столь выразительная. Впрочем, она оказалась положительной даже во время всемирного локдауна в 2020-м, когда падали почти все сферы экономики. В целом рост составил 6%, вплотную приблизившись в $8 млрд. За год число постояльцев коливингов выросло на 13%, до 3,4 млн человек. Большинство из них - в Азии. Но это лишь говорит о перспективах и низкой насыщенности европейского рынка в целом и российского - в частности. Заполняемость же коливингов по итогам прошлого года достигала невероятных для гостиниц 83%.

Единого стандарта того, что называть коливингами, нигде нет. Примерно две трети таких объектов в мире расчитаны на проживание менее 10 человек. Однако наблюдается явная тенденция к укрупнению: в пандемию крупные коливинги открывались чаще, так как это долгосрочные проекты, которые были начаты довольно давно и должны были доведены до логического завершения.

В целом же коливинги по всему миру имеют четкую тенденцию к укрупнению как сетей, так и самих объектов. Объясняется это не только экономическими причинами. Опыт пандемии еще раз доказал, что в сообществах на сотню-полторы человек риск возникновения конфликтов существенно ниже, чем в небольших компаниях на несколько десятков человек. Отчасти этим и объясняется, кстати, столь жесткий отбор в небольшие коливинги - люди в них должны иметь максимально схожие интересы, чтобы избежать любой возможности возникновения конфликтов. Ведь они могут привести к тому, что поcтояльцы просто разъедутся.

Но помимо общения, главное, что дает коливинг - это сервис, который заключается далеко не только в регулярной уборке и высокоскоростном интернете. Ставшее уже традиционным преимущество коливинга - в огромных общественных пространствах. Например, если на личные площади приходится около 18-19 кв. м на одного человека, то общественные в среднем в два раза больше - около 36-38 кв. м на одного человека. Расположены последние, как правило, на первом этаже (если речь о многоэтажном коливинге на несколько сотен номеров). Традиционно они состоят из коворкинга, бара, ресторана, определенной игровой зоны и, как в случае с We&I by Vertical, кинотеатра и лектория. Для постояльцев, которые платят за все в формате all inclusive, эти услуги обойдутся на 15-20% дешевле. Но при этом вопрос “пользоваться всеми сервисами или нет” остается на усмотрение каждого отдельного постояльца. Это крайне удобно для “цифровых кочевников” - представителей современных профессий. И чем больше их будет становиться, тем более популярными будет само направление коливингов.

подобрать апартаменты